18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Творческие люди. Оптимистическая трагедия

14.01.2015 в 3:12

В последнюю секунду могутной Герасим видит в воде отражение четвероногого друга с… большущими ушами. А это, оказывается, зайцы спасаются на бревнах от половодья! Забыв о гневной «салтычихе», глухонемой дворник везет лесных жителей в усадьбу. Барыня от злости хватает двустволку и стреляет в шумную компанию, да попадает в дельтаплан, на котором путешествует ее долгожданный усатый заграничный кавалер.

И вот хэппи-энд: Герасим на свидании со своей любимой – полногрудой прачкой Татьяной, барыню на велосипеде катает красавец-англичанин, а Муму довольствуется дружбой со своими «ангелочками ушастыми».

Не знаю, понравился бы такой поворот Ивану Тургеневу, но Григорий Малышев, режиссер, сценарист и художник-постановщик забавного 13-минутного анимационного фильма «Герасим и комПания», решил, что хватит лить жалостливые слезы над несчастной судьбой собачки, для трагического сюжета можно придумать и другую развязку. Разумеется, оптимистичную. Это творческое кредо нашего собеседника-земляка: мультик обязательно должен быть позитивным, радостным, даже если в нем добро трудно и долго борется с мировым злом, а среди действующих лиц есть мерзкие типы. Почему? Да потому что это мультик!

Ну и кадр…

«Герасим» родился в 2008-м быстро и беспроблемно: во-первых, продюсер Свердловской студии анимации «А-фильм» Валентина Хижнякова ограничила Малышева во времени, во-вторых, за плечами мастера были уже несколько титулованных работ, и опыта ему было не занимать. Малышев к профессиональному успеху и признанию шел «покадрово», шаг за шагом, и его жизненные случайности сегодня выглядят объективной закономерностью. Представьте, в семье кузнеца Качканарского ГОК Владимира Константиновича Малышева в 1969 году на свет появляется сын Гриша, причем именно 27 августа, в День советского, а сейчас, понятно, российского кино. Парень учится в художественной школе, но потом отставляет мольберт и краски и решает поступить в УПИ на физтех. Через три года невидимый оператор перекрутит пленку назад: в 1991-м Григорий подаст заявление на первый набор Академии искусств и художественных ремесел, за годы учебы освоит специальность «станковая живопись», а заодно и компьютер.     

Физик и лирик в нем благополучно уживутся, более того, их тандем приведет в новую чудную и редкую профессию – аниматора. А началось-то все с печатной продукции – первых номеров знаменитой «Красной бурды», вышедших в свет в 1990 году на серой газетной бумаге. Упишник Григорий Малышев тогда сблизился с создателями юмористического издания – участниками легендарной команды КВН политеха «Уральские дворники», оформил, в частности, первую полосу первого номера «Красной бурды». Этот практикум по сатире и юмору тоже пригодится в мультипликации. Как скажет один из его будущих персонажей, «жизнь она такая штука: иной раз ничего, а другой раз – совсем ничего». Григорий станет автором еще одного бренда – логотипа супермаркета «Кировский», который мы знаем и видим каждый день.

Первый опыт анимации Малышев получил в бесплатной газете «Вечерний курьер», где занимался версткой. Заказчики рекламы хотели не просто текста и рисунков, но и «живых» картинок. Премьерной работой Григория стал пятисекундный сюжет о куриных окорочках «Ява», которые обожал хитрый рыжий кот. Казалось бы, что тут рисовать, но закон кино –25 кадров в секунду – никто не отменял, и без навыков пять секунд тогда показались новоиспеченному режиссеру бесконечным космосом.

Окорочка только добавили творческого аппетита Малышеву: он постепенно перешел в анимацию, тем более что появился первый пакет 3D, и было жутко интересно освоить трехмерное изображение и шагнуть от аналога к цифре, от одномерного изображения – к трехмерному, от рисунка – к миксу из рисунка, пластилина и куклы. Но в беседе с нами Григорий Владимирович несколько раз бросал фразу: компьютер и все его технологии – только инструмент для создания фильма. И советы в интернете, как в домашних условиях снять мультипликационный фильм, – несерьезный разговор. Это не машина, а человеческая душа переживает творческие муки, придумывая сюжет, создавая сценарий, наделяя героя собственным характером. Это человеческие руки корпят над полувзглядом, легкой улыбкой, ветром, растрепавшим волосы красавицы, нежным порханием бабочки. А сколько бюрократических препон надо пройти, пока твое детище не увидит свет! Словом, вспомните мультик Федор Хитрука «Фильм, фильм, фильм», чтобы стало ясно: «Нам, конечно, лгут, что там тяжелый труд. Кино – волшебный сон. Ах, сладкий сон!»

Основательную школу Малышев прошел на «АТН»: его позвали в 1997-м на только создаваемый канал графиком-дизайнером на «упаковку» – перебивки, заставки, прочий межпрограммный продукт. Казалось, второплановая работа, но именно его пчелка, летающая вокруг яблока, и курица, несущая яйцо, стали символами канала. Многие зрители так и говорили: «АТН – это где пчелка?» А профессионалы за дизайн канала вручили приз телеконкурса «Тэфи-регион».

Рекламодатели тогда демонстрировали неизменный спрос на мультипликацию, предпочитая ее игровым роликам с живыми актерами. И нечего, что дороже выходит, зато сюжет получается у аниматора необычным, ведь его герои делают то, что ни один народный артист не сыграет. Потому что режиссер-мультипликатор может вдоволь «похулиганить» с сюжетом и образами, отправить добрые лекарства с улыбкой путешествовать по организму человека, заставить фрукты водить хоровод, соединяясь во вкусный и полезный йогурт. Мультики – отдушина, с их помощью мы можем немного отвлечься от повседневности и вернуться в мир ласкового детства.

 –Возможности анимации безграничны, будущее – за ней, – уверен наш герой.

И все же через семь лет ему стало грустно: он перерос свои 15-секундные ролики, захотелось настоящего кино. На подходе был 2000-ый, по восточному календарю год дракона. Тогда родилась вторая дочь Алиса, игрушек в доме было много, и в процессе сборки и разборки дракона из кубиков художник мысленно его оживлял. И вот уже его симпатичный дракоша, насмотревшись на своих дышащих огнем собратьев с красочных календарей, решает стать таким же мачо. По логике, эксперимент должен был закончиться трагедией, ведь персонаж был из фанеры, но мы же помним, что Малышев «за» гармонию и добро, потому герой спасается благодаря огнетушителю!

«Дракона фанерного» Г. Малышев любит не меньше, чем остальные, более титулованные, работы. Потому что это была проба пера, и, надо сказать, вполне удачная.

 Ох, уж эти сказки, ох, уже эти сказочники!

До своей «Рябы» он шел куриными, но верными шагами. В голове крутилась рассказанная знакомыми актерами байка о курочке-изобретателе, создавшей яйцо Фаберже, но не понятой окружением, отвергнутой и даже сваренной в котле. Заканчивается история тем, что в бульоне плавают золотые косточки Рябы.

Григорий Владимирович, опять же в силу своего убеждения, что мультипликация – добрый вид искусства, оставляет Рябу в живых. Правда, драматургии в сценарии тоже хватает: курочка-конструктор создает яйцо, да не простое, а золотое, новой формы, необычной конструкции и особого дизайна, с движущимся механизмом внутри. Предназначено яйцо, ясно дело, не для яичницы. Как у всякой творческой личности, недоброжелателей у Рябы хватает, каждому хочется клюнуть посильней, обидеть побольней. Бабка и вовсе недовольна профнепригодностью Рябы, похвалу та получает, лишь принеся в дом два простых яйца.

Дед вроде сочувствует курочке, да против бабки боится выступить. Но Ряба не отчаивается, она верит, что творческую мысль изобретателя не остановить.

Заявку на фильм отправили в Москву, в Госкино. Ответом стало задание четырем режиссерам одновременно создать трехминутные работы. Ушло несколько месяцев на мультик продолжительностью три минуты 30 секунд, и это вовсе не рекорд: рисованные рождаются и вовсе по три года и больше. Вариант березовчанина победил. И не только на этапе отбора: «Ряба» снесла золотые яйца самому Малышеву, выступившему режиссером, сценаристом, художником-постановщиком, аниматором и монтажером ленты: она получила дипломы XII российского открытого фестиваля анимационного кино в Суздале, Международных фестивалей «Кинопроба» в Екатеринбурге, «Кино – детям» в Самаре и анимационных фильмов во Франции. А также приз зрительских симпатий Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка», диплом в номинации «Анимация 3D» на Международном фестивале телевизионных программ и фильмов «Золотой бубен».

Но на том сказки со сказочным успехом не закончились. Уже на следующий год после «Рябы» Григорий Владимирович сотворил 26-минутную короткометражку в формате 3D по мотивам одноименной русской сказки «Солнце, Месяц, Ворон Воронович». И это был бы не Малышев, если бы в его фильме, как это случается в сказке, все герои поумирали. Его мультяшная история закончилось счастьем и радостью. Но сколько сил, времени и терпения пришлось потратить автору, чтобы перелопатить и откорректировать сценарий московского коллеги, от работы которого, по сути, остались в фильме только диалоги…

У старика и старухи было три дочери. Когда пришла пора выдавать девиц замуж, на пороге дома появился сначала Ярило-солнце, чтобы посватать старшую дочь Алену. Вскоре пришёл Месяц-чародей и забрал среднюю дочь Дарью. А ещё через какое-то время, когда младшая Катенька уже начала отчаиваться в ожидании своего суженого, прилетел Ворон Воронович и украл девушку. Так старик со старухой остались совсем одни с курами да петухом Петровичем. И вот дедок засобирался в гости к зятьям. Путешествие было непростым для старика и очень веселым для зрителя. Пересказывать все приколы и шутки – дело неблагодарное, лучше один раз увидеть и услышать с экрана. Отмечу лишь, что Григорий Малышев, чтобы увязать сюжетные линии, удачно придумал еще одного героя, вернее, героиню – «балалайку – три струны». Живой, юморной мультик, где, кстати, много музыки, рассчитан на малышей, а также их мам и пап. Понравится всем, как понравился строгому жюри четырех кинофестивалей, в том числе Международного стран СНГ и Балтии «Новое кино XXI век», где Малышев завоевал второй приз, и визуальных искусств, проходившего во Всероссийском детском центре «Орленок»: там, в Туапсе, «Солнце…» получил Гран-при!

Большая «Маленькая Катерина»

После «Гарасима и комПании» Малышев «повзрослел»: на студии «Мульт-Он» выпустил 50-минутный DVD сборник «Мультанекдот», на студии «Агрус» – музыкальный клип, сборник анимационных фильмов «Правила безопасности на железной дороге» и принял участие в областном конкурсе на получение стипендий Минкультуры и туризма профессионалам в сфере искусства. Здоровый образ жизни» – так была обозначена тема конкурса 2011 года, и кинорежиссер, член Уральского отделения союза кинематографистов Российской Федерации Г. Малышев получил грант за анимационный фильм о вреде курения.

– Снимать на заданную тему оказалось несложно: смолил я с молодости, а семь лет назад «завязал», после чего не просто появилась «аллергия» на сигаретный дым, но и нюх обострился на все запахи, – замечает собеседник.

А еще он стал учить детей и взрослых в Верхней Пышме и Нижнем Тагиле снимать мультфильмы. Точнее, анимацию: понятия вроде родственные, но все же мультипликация – это технология, когда человек вручную создает каждый кадр. Фишка же компьютерной анимации в том, что человеку не нужно рисовать все кадры, достаточно создать объект и совершать с ним определенные действия, а все промежуточные кадры за него прорисовывает компьютерная программа. Это жутко интересный мир, и будет здорово, если наш земляк введет в него подростков. Тем более что Григорий Владимирович, живущий в старом центре Березовского и создавший студию «МАГ», не против. Более того, он зарегистрировался индивидуальным предпринимателем, значит, может открыть «свое дело». А еще можно было бы предложить Малышеву снять фильм о городе: грядет 270-летие со дня открытия первого русского золота. Режиссера тема заинтересовала: сегодня он переживает творческий этап «серьезного», проблемного кино.

О том, что фильм «Маленькая Катерина «режиссера из Березовского» Григория Малышева стал победителем III Международного фестиваля неигрового кино «Арктика» в специальной номинации «Полярная анимация», мы узнали в ноябре этого года из новостей ИА «Апельсин». «Катерину» назвали уникальным фильмом, соединяющим в себе анимацию, документальные съемки и живопись. А чуть раньше, в июне, Григорий Владимирович был награжден за свой фильм главным призом XVIII Международного экологического телефестиваля «Спасти сохранить» – бронзовой статуэткой гагары. На телемарафон в столицу Югры приехали около двух сотен журналистов, телеоператоров, режиссеров из 31 страны мира, они представили в Ханты-Мансийске более четырёхсот программ и фильмов. Победителей определили в 10 номинациях, Малышев был лучшим в номинации «Авторская работа».

Трехлетняя Катерина живет со своей семьей на таежном стойбище. Каждый день полон хлопот и забот: надо добыть и приготовить пищу, позаботиться о воде и тепле. Пример для девочки – ее мама, движения которой она копирует, через игру осваивая будущие обязанности женщины. Дед рассказывает народные сказки, засыпая под них, малышка во сне странствует по миру легенд и песен, попадает в череду невероятных мифологических событий. Не спеша автор показывает быт и культуру коренных народов Югры, его мифологию, традиции, мировоззрение, юмор. Катерина – поразительно самостоятельный ребенок, она кормит собаку, разговаривает с оленями, учится различать голоса животных. Но гармонию с природой сотрясает появление нефтяной вышки неподалеку от кочевого лагеря.  Сердце зрителя предчувствует беду. Это ощущение усиливает музыка этно-группы Н-Ural с шаманским бубном и берестяной флейтой.  

Чем закончится опасное и трудное путешествие хантыйской девочки к верховьям Казыма, где должны встретиться силы добра и зла, света и тьмы (и о чем рассказывает и самая загадочная и мистическая угорская легенда «Золотая Баба»), мы узнаем из следующих серий про Екатерину, которые планирует снять творческий коллектив Малышева.   

У фильма есть предисловие. Создать мультипликационную ленту Григория Владимировича подвигнул одноименный документальный фильм Ивана Головнева, который снимал жизнь семьи оленевода в течение трех лет. Глядя на абсолютно круглое лицо девочки с ласковыми раскосыми глазами, Малышев чувствовал, что это уже готовый мультяшный образ. И мультипликация может превратить обаятельного ребенка в дочь богини солнца, которая защищает землю и людей от зла. А девочка, став взрослой, тоже будет спасать свой народ от опасности и беды.

Надо сказать, что компьютерная Катерина вызывает симпатию и любопытство. За реальную же девочку начинаешь переживать с первых минут: трехлетняя кроха пытается набрать поленья и отнести в юрту. Потом она берет черпак и наливает воду в собачью миску, причем псина намного больше хозяйки. И возникает мысль: а такое ли уж зло – нефтяная вышка? Может, она позволит ребенку вырваться в большой мир, где есть не только олени, но и другие дети, школа, больницы?

–А нужен ли этот большой цивилизованный мир ее семье? Кто вправе его навязывать маленьким народам Севера? Согласны ли потерять то, что досталось от предков?

Это позиция Григория Малышева. Его отец, Владимир Константинович, считает, что нефть нужно переработать в бензин, заправить им вертолет, который привезет Катерине книжки, подарки, сладости. Таким видит хэппи-энд Малышев-старший. 45-летний режиссер уже не так оптимистичен, неужели он отступит от своих творческих законов? Поживем – увидим на экране.     

На снимках:

Григорий Малышев с бронзовой статуэткой гагары экологического телефестиваля «Спасти и сохранить»

Кадры из мультфильмов

Лилия ЯНЧУРИНА, фото автора 

5849

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Yandex.Metrica
Yandex.Metrica