18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

История с продолжением... Или как лицеисты принимали гостей

28.01.2015 в 12:27

И вот встреча с нашими новыми друзьями состоялась в зимние каникулы с 31 декабря по 7 января. Команду из 9 старшеклассников, которые являются членами клуба при ЦДТ, возглавила руководитель - Маргарита Калимулина, лауреат премии Президента РФ.

Мы списывались заранее, я разрабатывала планы-маршруты, подключала нужных и интересных людей. Начали со знакомства с Екатеринбургом экскурсией по историческому центру города. Съездили на Уктусские горы, на лыжные прогулки. 2 января – поход по маршруту: Екатеринбург - п. Исеть - скалы Чертово городище - оз. Песчаное - п. Северка - Екатеринбург (пешая часть маршрута - 18 км). Очень интересен был этот поход даже при минус 32С! Все в восторге от природы, скал, настроения! 3 января – поход в пещеру «Дружба». 4 января – экскурсия в Уральский геологический музей.

Один из дней их пребывания на Среднем Урале был посвящен нашему городу. Ранним утром 5 января мы оказались у входа в учебную шахту Березовского рудника, где услышали о первых золотых находках нашего знаменитого земляка Ерофея Маркова и узнали, какую роль сыграл в добыче рассыпного золота Лев Иванович Брусницын. В экипировке горняка наши гости прошли весь маршрут, ощущая нелегкий труд шахтера на себе. Экскурсию провел Александр Баталин, который 40 лет своей жизни посвятил горному делу. А в 80-е годы прошлого века под его руководством юные геологи седьмого лицея участвовали в геологических походах в окрестностях города и Свердловской области, выполняя задания рудника и изучая Березовское золоторудное месторождение.

Затем наш маршрут пролегал по улицам старого города - Фурманова, Набережной, Коммуны (бывшей Гороховой) до городского Музея золота. Наши гости увидели дома старой постройки, почувствовали, в какой атмосфере жили горняки в прошлом веке. Правда, таких строений осталось очень мало.

Мы пересекли речку Березовку, на берегах которой в далекие времена старатели мыли золото. К нашему удивлению, речка бежала бурно и весело, несмотря на заснеженные берега. Ох! Если б не зима, намыли бы наши гости золотишка, примерили бы на себя участь старателя!

В городском Музее золота нас уже ждала Ирина Максимова, которая приготовила увлекательное путешествие. Теперь мы точно знаем, как «золотая лихорадка» началась в нашем городе.

Пешая часть экскурсии продолжилась по историческому центру города. Заснеженный парк, плотина, памятник Е. Маркову, мемориальные таблички, свидетельствующие о способах освоения золотых запасов подчеркнули историческую значимость Березовского золоторудного месторождения.

Заключительным этапом дня, проведенного нашими гостями на березовской земле, стала экскурсия в минералогический музей БМАОУ «Лицей №7». С большим удовольствием ребята разглядывали богатые и многообразные коллекции минералов, собранные лицеистами, макеты крокоитового шурфа, копра шахты. Не осталась без внимания экспозиция, посвященная юбилею П.П. Бажова, ведь именно он поведал в своем сказе «Золотая дайка» про редкую находку золотого самородка раскольником Ерофеем Сидоровичем Марковым. Особый интерес гостей вызвала выставка поделок участников кружка «Живой камень» под руководством Валентины Бабий.

За чашкой чая жигулевцы узнали о многолетней кропотливой работе лицеистов в разных направлениях: «Шахтерские династии», «Крокоитовый шурф - жемчужина Березовского», «Минералы и горные породы березовского золоторудного месторождения» и другие.

Хочется подчеркнуть, что пешую часть маршрута по Березовскому, минералогическому музею лицея разрабатывали и проводили сами лицеисты. Это Екатерина Шараменко, Мария Пронина, дипломанты Всероссийских краеведческих чтений «Отечество» Михаил Иванов и Василий Москвин (заметим, что Василий - Лауреат премии Президента в 2013 году, награжден за неоценимый вклад в изучение и развитие родного края).

Приятно, что наши гости - это люди, которые интересуются минералогией, пешим и водным туризмом, познают просторы нашей огромной Родины благодаря путешествиям. Среди них - фотографы, журналисты. Значит, о нашем маленьком городе - родине русского золота теперь будут знать далеко за пределами уральского региона.

Мы благодарны за активное участие в путешествии Галине Нестеровой - педагогу дополнительного образования лицея №7 и Дмитрию Ворощук – организатору областного Детского Минералогического Фестиваля «Каменная палитра»! Именно они внесли в наши путешествия и экскурсии «изюминки», которые останутся в памяти гостей из Жигулевска надолго!

МНЕНИЕ

Маргарита КАЛИМУЛИНА, руководитель ВСТК «Бумеранг», г. Жигулевск

Поездка в город Березовский была неслучайной. В 2013 году мы с Мариной Сучковой представляли наш город на Всероссийских краеведческих чтениях в Москве. Во время защиты нам понравилась презентация исследовательской работы ребят из Березовского. В декабре 2014 года списались с руководителем Мариной Леоновой, купили билеты, а дальше действовали по плану.

Несмотря на 30-градусный мороз, с проводниками Галиной Михайловной, Дмитрием и Мариной выехали на маршрут. От станции Исеть до скал Чертово городище - семь километров. Это гряда гранитных башен-останцев на вершине одноименной горы с отметкой абсолютной высоты 349 м. Поразмявшись на скалах, забрались на самую высокую точку, откуда созерцали просторы заснеженного Урала! У подножия скал развели костер, горячий чай с пирогами и жаренными на костре сосисками пришлись ко времени, ведь нас ожидал 10-километровый путь через заснеженный лес к Северке!

5 января мы побывали в Березовском. Марина Викторовна познакомила нас с интересными людьми. Во время обзорной экскурсии мы увидели места, которые связаны со столь необычным статусом города. В Историческом сквере сфотографировались у памятника Ерофею Маркову.

Во время экскурсии по Березовскому побывали в действующей шахте, где тренируются горноспасатели и где находится музей Русского золота. Большой интерес у нас вызвали сюжетные композиции с фигурами каторжников и других персонажей в полный рост, а также сцены из жизни золотого рудника дореволюционной эпохи.

Мы порадовались за специалистов, которые все свое свободное время тратят на подрастающее поколение.

Огромное спасибо за гостеприимство.