18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Фольклор. «Шахта не любит шума, только материться можно»

15.06.2015 в 10:43

Народное поэтическое наследие наших предков сохранились в произведениях П. Бажова и Д. Мамина-Сибиряка. Наконец, спасибо филологам УрГУ, которые записывали семейные рассказы и факты старой жизни горняков в Березовском и поселках в 1966, 1978, в восьмидесятых годах и в 1992-м.

Есть интересные воспоминания о каторжанах – первых рабочих Березовского завода: «за один побег им кандалы на ноги надевали, за два побега – на руки, за три – колокольчики на шею, за четыре – к тачке приковывали. Это про них говорили: кирка, лопата – мой товарищ, а тачка – верная жена». Про ссыльных рассказывали, что «выезду им не давали, даже если срок выйдет». Каждому отводили участок: руби лес, ставь дом и живи. За любую провинность сажали в тюрьму: «в Березовском ни одна тюрьма была; где сейчас механический цех – там тюрьма, где Россельхозбанк – там тоже тюрьма, и еще тюрьмы были».

А потом появились вольные старатели. «Старатели – название такое дали тем, которые золото рыли: они стараются, с утра до вечера работают, бывает,  и без пользы, то один грамм с тонны, а то и два. Не нашел старатель золота – все равно колупается без выходных». В старательском деле фарт – не последнее дело. «Один раз улыбнулось счастье Трапезникову, когда его выгнали из сторожей, и он около своего дома пробил дудку. Сосед прослышал про жилу, в напарники напросился, и они вместе выбили жилу – вот тут богатство было! Дома большие купили, конфеты шоколадные ели – пофартило».

Старики говорили, что старательское дело «как картежная игра: то повезет, то нет». «Если человек везучий, ему все время фартит». Впрочем, лучше было рассчитывать не на удачу, а собственное старание, недаром в заводе бытовало правило: «копни поглубже, найдешь получше». 

Старатели по-разному называли золото: самое мелкое – манница, большие крупицы – жужелка, самородок – козлик, баран, утка, таракан – в зависимости от формы. Или просто золотинка. Богатая жила – голевая, бедная – скварцевая. А было еще золото бешеное, которое доводило до беды.

Сохранился рассказ о некоем Аржанникове из Старопышминска. Ему повезло: золото нашел, шахту заложил, стал богатым. Любил показывать, какой он зажиточный: «держал пару лошадей и кучера с бородой. С женой идет по улице – у обоих тросточки и маленькая собачка за ними бежит. Люди им кланяются, а он и бровью не ведет, зато жена раскланивается из стороны в сторону. Подъедет к магазину, велит принести ящик пряников и высыпать лошадям. Лошади не едят, а ребятишки набегут, таскают, он хохочет. Бывало, конфет купит, велит продавцу ребятам кидать с крылечка. И смотрит, как те свалку устраивают. Или накупит товаров и с целым обозом едет по деревням, подарки раздает, а деревенские его вином угощают – тут и пируют. В конце концов все промотал, снова начал работать, но уже не фартило. Трем сыновьям ничего на оставил, они жили бедно, было у человека бешеное золото, правду говорят: золото поит и золото нагишом водит».

Существовали и свои правила поведения в шахте. На глубине нельзя было громко кричать, ибо «там постоянно земля давит, шахта не любит шума, только материться можно. Бывало, висит камень, закричишь – упадет. Но никогда сразу, а потихоньку отваливается: шахта не любит ротозеев». А еще был заперт на свист: считалось, что свист привлекает нечистую силу. Но было этому и рациональное объяснение: при изменении горного давления крепь в забое в опасных местах потрескивает, а при свисте шахтер может этого не услышать.

Но не все же работать, надо было когда-то и отдыхать. С песнями, вернее, частушками. Филологи отмечают, что в них проявилась локальная специфика березовского фольклора. Наверное, имеется в виду опять же причастность к золоту.

Я сызмальства промывала

Во решеточке пески,

Я сызмальства не живала

Без проклятой без тоски.

Или вот этот перл:

На Урале жила,

Золото копала,

Кабы не моя коза,

С голоду б пропала.

Березовские девчата были рисковые и довольно смелые на язык: 

Маленький, фартовенький,

Подарил целковенький.

Не на кофе, не на чай –

На пухову серу шаль.

Все я шали приносила,

Одна шаль осталася,

Всех робят перелюбила,

Одна шваль осталася.

Читать народные произведения забавно, любопытно: реальные образы, уральские словечки – баской, пимы, полотенец. Жаль, если потомки не сохранят эти самородки.    

Лилия ЯНЧУРИНА

 

                

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

3577

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Yandex.Metrica
Yandex.Metrica