18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Зачем нам мигранты, если сами сидим без работы?

05.12.2013 в 2:26

По оперативным данным, предоставленным нам специалистами Березовского центра занятости, в службе зарегистрированы 750 обратившихся в поисках работы, статус безработного получили 289 горожан. Уровень регистрируемой безработицы на первое ноября составил всего 1 процент, в начале года было 1,26. Для сравнения: по области показатель 1,15 процента. Для 70-тысячного населения БГО ситуация явно некритическая. 

За 10 месяцев удалось трудоустроить 1765 человек. Более того, на сегодня в банке вакансий – 1023 заявки на замещение свободных мест, из них 868 – для рабочих.

Ау, кто ждет милости от природы, лежа на диване: работа есть!

Но вот что интересно: требуются на первое ноября арматурщики, водители автомобилей и погрузчиков, грузчики, дворники, животноводы, кладовщики, комплектовщики, машинисты крана, медицинские сестры, обработчики рыбы, отделочники и формовщики железобетонных изделий, подсобные рабочие, санитарки, слесари различных специализаций, уборщики производственных и служебных помещений, электросварщик ручной сварки. Их работодатели ждут с распростертыми объятьями. Но безработные хотят трудиться бухгалтерами, контролерами КПП, машинистами котельной, менеджерами, операторами котельной, охранниками, продавцами продовольственных и непродовольственных товаров, сторожами, вахтерами и фасовщицами. В итоге обе стороны остаются в хроническом состоянии выжидания.  

Для тех, кто не в курсе: стать безработным по факту легко, да вот получить этот статус официально довольно сложно: государство просто так деньги из казны не даст, на них могут рассчитывать для начала только граждане РФ и только с местной пропиской, в БГО, соответственно, березовской. Значит, путь в центр занятости заказан даже приехавшим в поисках работы соседям из Режа или Верхней Салды? 

– Обратиться в службу занятости по поводу вакансий может любой человек, – поясняет зам. начальника ЦЗ Наталья Казанцева. – Но рассчитывать им придется лишь на предприятия, имеющие квоту.    

Теперь о квотах. Труд иностранцев использовали и используют БЗСК, ООО ТПК «Остров», «Металл-плюс», ИП Мхитарян В.Г. и др.  По данным руководителей этих предприятий, за девять месяцев трудоустроены 439 человек (в пределах квоты, установленной работодателям). В основном получили места граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Они оформлены пекарями, кондитерами, подсобными рабочими, грузчиками, формовщиками изделий, уборщиками производственных помещений.

Говорить о полноте информации не приходится: квоты – прерогатива области, правда, со следующего года данными будут владеть напрямую и специалисты Березовского центра занятости.

Список, как видим, открывает БЗСК. Как сообщили нам на заводе, предприятие имеет годовую квоту на 167 человек. Сегодня в цеха и отделы приняты 102 выходца из солнечных республик, в том числе, Казахстана. Они работают стропальщиками, машинистами оборудования, отделочниками, освоив профессии на заводе: здесь действует система внутреннего обучения.

Как выяснилось, контингент гастарбайтеров на БЗСК сложившийся и стабильный: в год состав гостевых рабочих обновляется лишь на 8-10 процентов. При трудоустройстве отдел кадров приветствует владение русским языком, но, в отличие от сферы торговли, гостиничного бизнеса, транспорта, здесь требуют знаний только основ русского. Правда, есть исключение: стропальщиком не поставят того, кто совсем не шпрехает по-нашему. Мигранты на заводе появились еще в 2006 году, и без них уже коллектив завода не представишь. Правда, бытом гастарбайтеров, жильем, пропиской руководство мало интересуется, считая, что это их личное дело.

Мы же в повседневной жизни чаще всего работающих мигрантов видим за рулем маршруток и автобусов. По некоторым данным, в Свердловской области 80 процентов водителей, занятых на пассажироперевозках, – посланцы югов. Однако, как считает Леонид Савин, инженер МКУ «Благоустройство и ЖКХ», курирующий общественный транспорт БГО, у нас цифра намного ниже. Так у перевозчика М. Бабкина водители практически все славяне, у С. Тепляшина лишь половина состава мигранты. У Н. Авиловой сегодня с иностранными водительскими правами девять человек. С узбеками, таджиками и киргизами Наталия Николаевна сотрудничает уже девять лет и имеет ясное представление об их менталитете, работоспособности, человеческих качествах.

– Надежные и ответственные люди, – считает бизнес-вумен. – Они меньше русских подвержены алкоголизации, многие, исповедуя Ислам, держат намазы. Хотя, для тех, кто все время в дороге, это сложно. Но мусульманские праздники чтят и отмечают все. Гастарбайтеры живут компактно и внутри их «семьи» есть старшие, которых все слушаются. Особых провинностей за этими работниками не наблюдала, но пассажиры к нерусским водителям относятся подчас пристрастно, жалуясь, что они курят или грызут семечки, разговаривают по телефону. Подобным грешат и русские водители, но в их адрес почему-то претензии не поступают…

В транспорте говорить о дешевой рабочей силе не приходится. Недаром у Н. Авиловой в ходу не индивидуальные квиточки с цифрами по зарплате, а открытая ведомость, и все видят, что доход от национальной принадлежности водителей не зависит.

– Все мигранты прекрасно знают рынок, и если я уменьшу просто так кому-либо зарплату, человек уйдет к другому перевозчику, – поясняет собеседница.

Терять кадры – смерти подобно. Вся страна вздрогнула, когда было объявлено, что с пятого ноября за руль автомобилей, занятых коммерческой деятельности, можно будет сажать лишь водителей с российскими правами. Катастрофу отложили до 14 мая.

– Мы уже готовились сократить расписание, из девяти водителей-иностранцев трое уже купили билеты домой, не веря, что сдадут экзамены, – делится Наталия Николаевна. – Сейчас, получив люфт по времени, мы должны воспользоваться им, чтобы переобучить людей. За чей счет? Конечно, это забота в первую очередь, самих мигрантов. Но, думаю, разумнее всего предусмотреть трудовым соглашением паритетные с работодателем расходы, ведь категория «Д» – самая дорогостоящая.

О бюджетных деньгах речи даже не идет. Пока неясно с самой программой переобучения. Возможно, это будут сокращенные курсы при ДОСААФ. В любом случае, надо учить людей: в каждой стране есть специфика правил дорожного движения. Недаром водительские права гостевых рабочих, в отличие от российских, хоть и считаются иностранными, в Европе не котируются как международные.    

Чтобы заполнить внутренний рынок труда, мы приглашаем на него гастарбайтеров, вместе с конкретными людьми получая в итоге конкретные проблемы – экономические, социальные, криминальные. И не забуксует ли экономика, если завтра мы останемся без иностранных рабочих рук?..

История с водительскими правилами, похоже, будет первым звоночком-ответом.    

2955

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Yandex.Metrica
Yandex.Metrica