18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Министр не хочет обмороков на уроках

24.01.2014 в 8:29

Более 150 человек из 14 территорий Свердловской области, представители 50 редакций и одного медиа-холдинга, невзирая на мороз, собрались в малом зале, чтобы задать свои вопросы самому главному в области учителю. Наш город представляли редакторы школьного журнала «Смайл» ОУ №9: Валентина Смирных и Александр Кривошеин.

Светлана Лебедева – модератор встречи, секретарь творческого Союза журналистов Свердловской области, руководитель областного Союза юнкоров, – напомнила ребятам правила пресс-конференции. В это время Юрий Иванович вошел в зал и тихонько сел на первый ряд.

– Говорите, говорите, я послушаю, – смущаясь обратился он к замешкавшейся Светлане Викторовне, чем сразу расположил публику к своей персоне. А когда его представили, поднялся на сцену и занял место у микрофона за столом. И вопросы посыпались…

– Юрий Иванович, в связи с закрытием некоторых высших учебных заведений – есть ли риск поступить в коммерческий вуз и не доучиться?

– Министерство образования проводит проверку эффективности вузов. На первом этапе под прицел попали государственные учреждения. Которые признаны неэффективными – реорганизованы, филиалы ликвидированы. Идет вторая волна по определению признаков эффективности негосударственных высших учебных заведений. Вся информация об этом есть на сайте министерства образования. Будьте внимательны при выборе учебного заведения. Риск, конечно, есть.

– С чем связана отмена медалей для выпускников школ? Будут ли аттестаты особого образца выдаваться выпускникам?

– В сентябре приказом Министерства образования РФ отменены медали выпускникам -отличникам учебы в соответствии с действующим законом об образовании. Там как раз нет статьи о медалях и приоритетах для медалистов при поступлении, поэтому медали никак на это не влияют. Министерство образования РФ приняло решение медали не вручать. Но данный вопрос относится к компетенции образовательного учреждения и учредителя, а учредителем ОУ являются муниципальные органы. Решение о вручении какого-либо знака может принять муниципалитет. На уровне области мы обсудим эту тему, посоветуемся с учеными, учителями, представителями органов государственной власти и решим, как можно в Свердловской области чествовать претендентов на аттестат с особым тиснением за особые успехи. Такой аттестат будет отличаться. Будем ли мы делать еще какой-то знак – обсудим. Решение будет опубликовано на сайте министерства.

– Будут ли отменены со следующего учебного года статусы гимназий и лицеев?

– Федеральным законом об образовании определены статусы только образовательных учреждений. Но каждый муниципалитет вправе сохранить данные названия, которые соответствуют тому типу или виду, который существует сегодня и не противоречит законодательству.

– Каким вы видите собирательный портрет сегодняшнего выпускника школы?

– В первую очередь, это человек, уважающий мнение других людей, умеющий противостоять негативным явлениям, высоконравственный, порядочный. Это человек, сохраняющий достоинство, имеющий свое мнение, коммуникабельный, уважающий права других людей, образованный, интересный для окружающих. Думаю, ничего нового я не сказал.

Какие инновации ждут нас в дальнейшем? Не перейдем ли мы скоро на полностью компьютеризированное обучение?

– Мы живем сегодня в условиях нового закона об образовании. Там прописаны формы электронного и дистанционного обучения. Электронное подразумевает обучение с использованием компьютерных технологий – это учебники в цифровом варианте, интерактивная доска, это проекторы, вебкамеры, программно-аппаратные комплексы, которые обеспечивают проектную, исследовательскую деятельность учащихся. Кроме этого есть организация образовательного процесса на расстоянии. К примеру, есть дети с ограниченными возможностями. Более 300 школьников области обучаются по такому типу. Находясь дома, они получают задания, выполняют их и отправляют на проверку своим педагогам в электронном варианте.

Какие элементы дореволюционной и советской школьной системы успешно используются в наше время?

– Для каждого периода есть своя особенность, жизненные условия и требования общества. Мы не вернемся в советский период. Но то, что было сформировано в прошлом, осталось в системе образования и сегодня. Требования к выпускникам во все времена останутся одинаковыми. Образование, которое сегодня дают наши учителя – оно достаточно высокое. Рост показателей результатов наших выпускников школ прошлого года показал, что система образования удовлетворяет потребности родителей и общества, они востребованы экономикой страны.

– Насколько технически обеспечены школы, отдаленные от Екатеринбурга?

– Есть школы статусные, есть малокомплектные, отдаленные. Мы определили возможности этих школ на укомплектованность по требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Будем вводить коэффициенты относительно того, насколько ОУ соответствует этим требованиям и дооснащать. Уже сейчас во все начальные школы направлены программно-аппаратные комплексы. В них входят нетбуки, интерактивные доски, веб-камеры, цифровые микроскопы. Хотелось бы от вас услышать: как используется это оборудование? Насколько оно эффективно для качественного образовательного процесса?

Светлана Лебедева – модератор встречи – тут же предложила юнкорам акцию «В фокусе – начальная школа!»

Есть ли в Свердловской области практика привлечения в школы молодых учителей?

– Конечно, есть! Ежегодно подписываю с каждым молодым специалистом договор; школы получают 600-700 выпускников педагогических вузов и колледжей. Губернатором Свердловской области введена программа поддержки молодых специалистов системы образования. Она предусматривает, во-первых, увеличение суммы подъемных на обзаведение хозяйством. Второе, мы сохраняем для каждого молодого учителя заработную плату на уровне педагога первой квалификационной категории – это тоже немало. С 2013 года в нашей области действует программа поддержки молодых специалистов до 35 лет. 20% стоимости ипотеки, которую берут молодые семьи, выплачивает правительство, им остается гасить только 8,5% годовых. Это еще не самое главное… Скажите, в какой еще профессии имеют отпуск только летом и 56 дней?.. А еще учитель, проработав 25 лет в школе, имеет право на получение досрочной пенсии. В 47 лет учитель уже имеет право получать, как я называю, «стипендию». Работа педагога требует самоотдачи, самоотверженности, выгорания, она очень непростая, но благодарная. Подумайте над получением этой профессии. Я сам – учитель физики. В 20 лет окончил вуз и меня сразу назначили директором школы. Преподавал, и знаю, насколько это интересно и трудно.

– В Интернете прошла информация об отмене ЕГЭ в 2015 году. Правда ли это?

– Ничего нового, связанного с ЕГЭ в этом году для выпускников не предвидится. Это для организаторов будут изменения, чтобы мы могли создать условия, чтобы все без исключений сдавали экзамен в равных условиях. Если что-то новое планируется, то это возможно будет по итогам текущего учебного года. Время покажет. По сравнению с 2008 годом много изменений произошло в системе ЕГЭ. Материалы об этом есть. Готовьтесь к экзаменам и не думайте, что что-то там поменяется. Если произойдут изменения, вы в первую очередь будете оповещены.

– В чем целесообразность проведения диагностических работ по физике, ведь этот предмет не входит в перечень обязательных ЕГЭ?

– В нашей области хорошо развита промышленность, а специалистов в этой сфере нет. Нет инженеров. Поэтому руководители промышленных предприятий вышли на правительство с предложением, хотя бы на уровне области ввести обязательный экзамен по физике. Но есть федеральный закон об образовании, где прописаны все обязательные экзамены для выпускников школ, и физики там нет. У нас нет полномочий ввести этот обязательный экзамен. Но мы решили на уровне диагностики помочь детям проверить себя и подготовиться к сдаче: выявить и ликвидировать пробелы в знаниях физики, чтобы не было боязни в период сдачи экзамена. Такие диагностические работы в период подготовки к ЕГЭ помогли ребятам сдать экзамен на достаточно хорошем уровне, поэтому такую практику мы будем продолжать.

Какими вы видите уроки физкультуры? Будет ли в каждом ОУ школьное поле и бассейн?

– Очень бы хотелось видеть бассейн в каждой школе. Но есть сегодня первоочередные задачи. Я бы хотел, чтобы уроки физической культуры проводились таким образом, чтобы не было отвращения к той нагрузке, которую в погоне за показателями мы сегодня имеем. Я против таких уроков, когда пробегая тысячу или 500 метров, школьник падает в обморок. Хочу, чтобы уроки физкультуры были такими, чтобы после окончания школы каждый мог увлеченно делать зарядку, чтобы это было потребностью, даже профилактикой тех заболеваний, которые имеют сегодняшние школьники. А когда мы воспитываем отвращение к физкультуре, то разве кто-то станет заниматься профилактикой и укреплением своего здоровья?.. Конечно, есть требования, есть нормативы. Сегодня рассматриваются нормативы на федеральном уровне по физической подготовке школьников. А те нормы ГТО, которые мы в области внедрили, развивают интерес и стремление преодолевать себя. Это очень индивидуально. Для одаренных, способных к высоким физическим нагрузкам есть серьезные школы олимпийского резерва, спортивные секции, а для всех остальных существуют уроки физкультуры.

– В этом учебном году в одной из школ Каменск-Уральского стартовал проект по раздельному обучению. Как вы относитесь к этому?

– Это не полномочия министерства. Если родители и педагогическое сообщество решили ввести такой вид обучения, то – пожалуйста. Посмотрим, какой результат будет. В разные годы такая практика уже была, потом от нее отказывались, потому что встает вопрос о коммуникации между девочками и мальчиками.

– Ведутся ли профилактические меры по предупреждению детской агрессии?

– Очень беспокоит эта проблема, особенно когда нагнетается ситуация. Мне не нравится, что эти случаи смакуются на телевидении, в Интернете. Непонятны интересы тех, кто эти ролики выкладывает: чего хотят добиться?.. Это, конечно, наша культура. Она не только в школе. Она в обществе, в семье, в отношениях между вами. И не только превентивными мерами нужно воздействовать на агрессию. Есть нормативно-правовые документы на уровне страны, есть уголовная ответственность. Кому-то очень выгодно, используя информационные технологии, проникать в детское сознание. Это очень серьезная проблема.

В старших классах идет углубленное изучение предметов основной школы. По сути, ребята уже получили базу знаний. Так почему бы не разрешить выбирать именно те предметы, которые им пригодятся дальше? Например, я – будущий финансист. Зачем мне изучать биологию, химию, черчение, когда это время могу потратить на изучение тех предметов, которые мне помогут сдать ЕГЭ?

– Сейчас у нас ступенчатое образование: начальная школа, основная, школа старшей ступени. Они государственным стандартом определяются как ступени подготовки к профильной школе. А профильной уже будет школа старшей ступени. Там будут образовательные направления: технология, социально-экономическое, гуманитарное, естественно-научное. В этой части заложена база, определяющая углубленное изучение профильных предметов. Для этого необходим очень серьезный процесс работы по реализации стандарта. Это дальние перспективы. Сейчас же мы выполняем требования ФГОС к выпускнику начальной школы, среднего звена и старшей школы. Но определить какие предметы с какой нагрузкой вам предложить – решает само образовательное учреждение. Это его право.

За полтора часа юные журналисты успели задать чуть больше тридцати вопросов. Министру понравилось живое общение с юнкорами, и организаторы решили такие встречи сделать традиционными, хотя бы раз в год. Готовьте свои вопросы!

Кому не терпится, можно зайти на сайт: http://www.minobraz.ru/

Нина ИСАКОВА, фото автора

 

2946

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Yandex.Metrica
Yandex.Metrica